История породы
После окончания Великой Отечественной Войны поголовье служебных собак в нашей стране резко сократилось. Потребность же в них возросла – шло восстановление народного хозяйства, заводов, фабрик и военных объектов. Собаки требовались и для гражданских и для армейских нужд. Поэтому сразу после войны Центральная школа военного собаководства (питомник «Красная Звезда») получила распоряжение правительства подготовить поголовье караульных собак, которых можно было бы использовать для охраны хозяйственных и стратегических объектов в самых разных климатических условиях.
Основной упор был сделан именно на породы, удовлетворяющие потребности военного ведомства.
«По существу, кроме немецкой овчарки, у нас нет другой универсальной породы, - писал в то время руководитель Центральной школы военного собаководства генерал-майор Г.П. Медведев. Эрдели, колли, боксеры, доберманы оказались не пригодными как военные собаки. Еще до войны профессором Н.А. Ильиным в стенах Центральной школы была проведена большая работа по скрещиванию лайки и немецкой овчарки, но положительных результатов мы не получили даже в первой генерации. Работа была прекращена. Но опыт профессора Н.А. Ильина заставила нас прийти к выводу о необходиости массового скрещивания ряда пород в различных комбинациях»
Для этой цели с оккупированных территорий в нашу страну стали завозить из питомников Германии разнообразных собак, до того малораспространенных и неизвестных в СССР пород: ньюфаундлендов, ротвейлеров, ризеншнауцеров и других. Целый собачий эшелон был доставлен в поселок Вешняки Московской области, где в то время располагалась Центральная школа военного собаководства. Однако целенаправленным разведением ввезенных пород заниматься было практически невозможно – в основном они представлялись единичными экземплярами.
Посему работу, которая проводилась в то время, вполне можно назвать стихийной, имеющей единственную цель: выведение не новой, как таковой, а крупных неприхотливых и злобных собак.
Эксперименты Центральной школы не всегда кончались удачей, тем не менее, кинологи постоянно находились в поиске. И хотя многие породы так и не состоялись, не получив признания и распространения, в их числе, например, брудастая гончая – помесь русской и эрдельтерьера, московский дог – попытка соединить размеры и мощь дога с оброслостью и служебными немецкой овчарки, московский водолаз – помесь кавказкой овчарки, ньюфаундленда и немецкой овчарки, селекционная работа в некоторых направлениях увенчалась успехом. Пример тому «Черная жемчужина России» - русский черный терьер. Но не будем забегать вперед.
Итак, кинологи Центральной школы военного собаководства под руководством генерала-майора Г.П. Медведева и профессора-биолога Н.А.
Ильина приступили к работе.
Началась она с массовой метизации, то есть, межпородного скрещивания собак. В результате выяснилось, что один из кобелей, ризеншнауцер по кличке Рой, именно он сегодня является общепризнанным родоначальником чернышей, при вязках с суками различных пород (ротвейлера, эрдельтерьера, южно-русскими овчарками, ньюфаундлендами и др.) всегда в потомстве дает крупных черных собак с оброслостью на голове и конечностях. Г.П. Медведев обратил внимание на эту особенность и решил продолжить работу в данном направлении. Сейчас уже можно сказать, что это и был тот самый первый и верный шаг в долгой и кропотливой работе, которая продолжается и сегодня.
«При создании черного терьера, - писал впоследствии Г.П. Медведев, путем сложного воспроизводительного скрещивания был использован опыт и методика коневодов по выведению орловского рысака и буденовской породы лошадей, а также опят выведения эстонской гончей.»
Сегодня практически невозможно с точностью перечислить все породы, которые влили свою кровь в жилы нынешених чернышей, но в основном использовались ризеншнауцеры, метизированные ротвейлеры (помеси с гончими, доберманами, москосвкими догами и т.д.), московские водолазы(о них говорилось выше) и эрдельтерьеры.
Если поднять старые родословные тогдашних черных иерьеров, то в них можно найти представителей совершенно неожиданных пород – русско-европейских и заподно сибирских лаек, южнорусских овчарок, метизированных с крупными белыми пуделями и т.д. Сегодняшнее поголовье от этих случайных кровей уже очистилось, так как потомки собак данных пород в свое время отбраковывались по результатам выставок и рабочим качествам.
Естественно, черные терьеры первой генерации оказались черезвычайно разнотипными, и назвать их в то время словом «порода» было невозможно.
До сих пор считается, что в истории породы немало «белых пятен», о которых вольно или невольно долгое время умалчивали. Одно из них, как уже говорилось, это использование в работе не всегда чистокровных представителей перечисленных пород. Второе, применение «подручного материала» , который часто не экстерьерным параметрам служебных собак. В те годы в разведение шло практически все, что имелось в наличии, даже собаки с неправильным прикусом, неполнозубостью и крипторхизмом. Что делать, тогда страна нуждалась не в выставочных, а в рабочих собаках. Впоследствии появилась возможность черезвычайно строгой отбраковки, и потомки данных производителей из племенной работы были исключены.
Поголовье черных терьеров первой генерации экспонировались в 1955 году на ВСХВ (ныне ВВЦ), где Центральная школа военного собаководсва имела свой павильен, и каждый год с весны до осени когда кинологи показывали там культивируемые породы, в том числе и новые. За работу над породой
черный терьер специалисты школы получили золотую медаль ВСХВ, что в те времена считалось весьма почетными и престижными, собаки удостоились высокой оценки экспертов, а питомник «Красная Звезда» был награжден специальным дипломом Выставки.